Взаимосвязь игровой, речевой деятельности и общения в развитии дошкольника

В системе развития речи на этапе дошкольного детства одним из основных средств является игра. Игра является средством, которое связывает между собой различные виды деятельности: игровую, учебно-речевую.

В процессе игры у детей появляется насыщенная речевая связь. Во взаимосвязи речи и игры выполняются следующие функции:

  • Образовательная: тесное сочетание игры с обучением. Во время игры у ребенка формируется самостоятельное мышление, адекватное отношение к окружающей среде, взаимопомощь и партнерство между детьми в игре, и улучшается речи.
  • Воспитательная функция: формирование нравственных отношений, нормы поведения, запоминание правил поведения и общения с окружающими людьми.
  • Эстетическая функция: непосредственное использование в процессе игры текстов, стихов, пословиц, поговорок, скороговорок, считалок. Дети легко их запоминают и обогащают собственное вещание.
  • Экспрессивная функция — ребенок выражается в игре с помощью индивидуальной речи и движений.
  • Культуроносная функция — для каждой культуры характерно развитие речи, которое происходит в разнообразных играх.

Играя, дети активно пользуются диалогической и монологической речью, и это является речевым направлением. Речевые действия выступают и средством творческого речевого самовыражения.

На протяжении всего детства в жизни детей взаимодействуют различные виды деятельности: познавательная, художественная, изобразительная, игровая, трудовая. Следует отметить, что взаимодействие — это взаимная связь разных видов деятельности, сопровождающих жизнь ребенка и в которых ребенок действует и живет: игровая, изобразительная, познавательная, художественная, музыкальная, речевая, коммуникативная, учебно-речевая, учебная, бытовая, трудовая.

На основе взаимосвязи речевой и игровой деятельности детей непосредственно используются словесные игры, речевые и игровые методы. Также для развития речи дошкольника используют корректурные таблицы. Корректурные таблицы — средство развития творчества также и взрослых — родителей, воспитателей и даже целых педагогических коллективов, которые каждый раз могут находить новые педагогические смыслы в использовании таблицы: придумывать новые задачи, устанавливать новые закономерности и связи между элементами таблицы. Они представляют собой информационное-игровое поле с разным количеством ячеек, заполненными предметными картинками.

Развитие речи — это целенаправленное формирование у детей определенных речевых навыков и умений (правильного звукопроизношения, уместного отбора или сочетания слов и других языковых и неязыковых средств, использование слов в соответствующей грамматической форме), которые обеспечивают функционирование процесса речи в соответствии с языковыми нормами.

В дошкольные годы дети овладевают лишь устной речью. Устная речь в свою очередь делится на монологическую и диалогическую.

Анализируя научные исследования, было доказано, что у детей дошкольного возраста имеются все типы речи: рассказ, объяснение, описание, диалогическая, монологическая. Следует отметить, что диалогическая речь — коммуникативный акт, где есть смена ролей говорящего и слушателя. Он происходит в определенной ситуации и является ее продуктом. Во время диалогической речи первый говорящий задает тему разговора, и дает информацию, а второй говорящий анализирует его и на основе этого дает свою реплику. В свою очередь монологическая речь является более сложной формой, потому что это речь одного лица слушателей, она имеет более развернутый характер.

Итак, исходя из выше сказанного, можно отметить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра и общение. В процессе игры ребенок не замечает учебного процесса, легко запоминает новые слова, описывает свои действия, что значительно улучшает усвоение речи.

Игровая и речевая деятельность и общение взаимосвязаны между собой, используя их в комплексе можно получить высокий уровень речевых достижений.

Это интересно

Помощь первокласснику в учебе

Довольно часто первоклассники к концу учебного года становятся неуправляемыми, их внимание ухудшается, успеваемость падает. Почему ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright 2017.