Личное пространство ребёнка

Что такое личное пространство и чем оно ограничивается? Это территория, которая окружает нас и границы которой мы ощущаем очень интуитивно, по основному ощущению, это та часть окружающего пространства, которую мы хотим сохранить только для себя. Примерно, вы сможете оценить его размер, если вытяните перед собой руки, расстояние между ними и вашим телом будет примерной границей. Когда кто-то незнакомый или малознакомый вторгается в границы вашего личного пространства, вы можете ощущать себя не комфортно и чисто интуитивно, вам захочется отодвинуться от этого человека. Абсолютно противоположная ситуация будет наблюдаться, если вас обнимает или держит за руку близкий человек или член семьи, у вас будут возникать совершенно иные ощущения, и скорее всего, это будут ощущения уверенности и спокойствия.

А как с этим понятием обстоит у ребёнка на самом раннем этапе развития? Новорожденные. На таком раннем этапе жизни, ребёнок ещё не осознаёт, что обладает отдельным, от остальных, телом, потому личного пространства не имеет.

Всё начинает меняться между вторым и шестым месяцем жизни. Происходит одно из первых чудесных открытий ребёнка: к нему приходит осознание того, что существует граница между ним и остальными. Именно поэтому малыши очень сильно переживают, когда исчезает из поля зрения человек, который за ними ухаживает. Но именно в эти моменты они начинают осознавать себя как отдельную личность и обретать своё личное пространство.

Примерно, три года, уже тот возраст, когда ребёнок держит расстояние с взрослыми, не являющимися его родными. Очень важно чтобы взрослые уже соблюдали личное пространство ребёнка и реагировали на его чувство собственности: это моё! – всё чаще мы слышим от ребёнка. Исследования учёных показали, что мальчики более чувствительно реагируют на нарушение их личного пространства, чем девочки. И уже все дети варьируют этим понятием, в зависимости от того, совершают они визит к врачу, или посещают своих близких родственников.

Стоит заметить, что такое явление как личное пространство, является обязательным социальным навыком для ребёнка. Не понимание же этого, могут привести к трудностям в социальной адаптации.

Озаботиться вопросом понимания личного пространства нужно в том случае, если:

  • ребёнок не может приблизиться к учителю, доске;
  • садясь за стол, придвигается слишком близко к другим детям;
  • на детской площадке находится слишком далеко от других детей, что мешает нормальному участию в игре;
  • когда воспитатель начинает заниматься с детьми, читать им книги, садится слишком далеко.

Чтобы усвоить правила личного пространства, родители могут помочь своим детям несложными упражнениями:

  • попросить ребёнка вытянуть руки и объяснить, что такое и где находится личное пространство;
  • поговорить, обсудить в каких случаях и с кем ему приемлемо быть ближе, а с кем дальше;
  • показывать ребёнку на фото пространства, которые можно назвать “очень близко”, “далеко”, “рядом”;
  • объяснить ребёнку важность уважения личного пространства, создать определённый кодекс правил, объясняющий почему нельзя входить в чужой дом, без разрешения.

Каждый ребёнок остро нуждается в своей территории, месте, где без его разрешения ничего не возьмут. Уже с пяти-шести лет, нужно стучаться, прежде чем войти в комнату, где находится малыш. Особенно важно, это делать, если вы хотите, чтобы и ребёнок в последствии поступал так же.

Потому, родителям необходимо создать позитивное, эффективное личное пространство для ребёнка. Для этого:

  1. если не хватает пространства, используйте любые мобильны системы: кровати, ящики, чемоданы, для создания личного пространства;
  2. обеспечьте ребёнка удобным эргономичным стулом и оставьте на столе вещи, которые направят его на учёбу, помогут сосредоточиться;
  3. приучите ребёнка содержать мебель в чистоте, дайте папки и прочие необходимые для содержания письменных принадлежностей в порядке;
  4. повесьте рядом со столом доску, где можно вести оценки качества его организации своего рабочего места.

Следуя данным нехитрым правилам, у ребёнка появится ощущение личного, безопасного пространства, где он точно может играть, обучаться, думать и спокойно выражать свои мысли и чувства.

Это интересно

Помощь первокласснику в учебе

Довольно часто первоклассники к концу учебного года становятся неуправляемыми, их внимание ухудшается, успеваемость падает. Почему ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Copyright 2017.